Инструкция по учёту НМА
В программе «Бухгалтерия предприятия, ред. 3.0» для учёта НМА (нематериальных активов) следует придерживаться данной схемы:
1) Документ «Поступление НМА»;
2) Документ «Принятие к учету НМА»;
3а) Документ «Списание НМА» или 3б) Документ «Передача НМА».
Чтобы перейти к документам по НМА, на панели разделов необходимо выбрать «ОС и НМА» и выбрать один из нужных документов.
1) Поступление НМА
НМА -> Поступление НМА
Документ предназначен для отражения покупки НМА.
При вводе документа в шапке нужно указать следующие реквизиты:
- Контрагент — поставщик нематериального актива;
- Договор — договор купли-продажи нематериального актива;
- Зачет авансов — порядок зачета авансов, выданных поставщику по договору.
На закладке «Нематериальные активы» указывается список нематериальных активов.
- Нематериальный актив — нематериальный актив;
- Сумма — цена приобретения нематериального актива. В зависимости от настроек включения НДС в сумму цена может указываться с НДС или без НДС (кнопка Цены и валюта командной панели документа, флажок «Сумма включает НДС»);
- % НДС — ставка НДС;
- Сумма НДС — сумма НДС, рассчитанная исходя из указанной ставки НДС. Эта колонка заполняется автоматически при изменении суммы или ставки НДС;
- Всего — отображается итоговая цена продажи основного средства с учетом НДС;
- Счёт учета и Счёт НДС — счёт учета затрат на приобретение нематериальных активов и счет для отражения предъявленной поставщиком суммы НДС.
На закладке «Счета расчетов» указываются счёт расчетов с поставщиком и счёт расчетов с поставщиком по авансам.
На закладке «Дополнительно» указываются реквизиты первичного документа, полученного от поставщика.
На закладке «Счёт-фактура» указываются реквизиты предъявленного поставщиком счёта-фактуры.
Печатные формы
Для документа «Поступление НМА» предусмотрена печатная форма:
- Справка-расчет «Рублевая сумма документа в валюте».
Ввод на основании
На основании документа «Поступление НМА» можно ввести следующие документы:
- Отражение начисления НДС;
- Отражение НДС к вычету;
- Платежное поручение;
- Выдача наличных;
- Списание с расчетного счёта;
- Счёт-фактура полученный.
Пример заполнения документа «Поступление НМА»:
Проводки, созданные документом:
2) Документ «Принятие к учету НМА» предназначен для определения первоначальной стоимости НМА.
На закладке «Нематериальный актив» нужно выбрать поступивший НМА и проследить наличие счёта 08.05 для бухгалтерского и налогового учёта.
В реквизите «Способ отражения расходов по амортизации» выбрать один из шаблонов или создать новый.
На закладке «Бухгалтерский учёт» проследить наличие счёта 04.01 для бухгалтерского учета. Первоначальная стоимость НМА должна появиться автоматически, если нажать кнопку «РАССЧИТАТЬ».
Реквизит «Способ поступления в организацию» выбирается из списка. Счёт начисления амортизации — 05.
Закладка «Налоговый учет» заполняется по аналогии. Проведенный документ сформирует следующие проводки:
Начисление амортизации по НМА выполняется документом «Регламентная операция». (Панель разделов — Закрытие периодa — Регламентные операции, выбрать раздел «Амортизация НМА и списание расходов по НИОКР»)
После проведения операции будет рассчитана амортизация НМА, за исключением тех активов, по которым амортизация уже была начислена в течение отчётного периода.
В программе для выбытия НМА предназначены два документа: «Списание НМА» и «Передача НМА».
Если амортизация начисляется пропорционально объему произведенной продукции, то предварительно указывается объём продукции, произведённой в текущем месяце. Для этого используется документ «Выработка НМА».
В случае прекращения использования НМА, данная операция оформляется при помощи документа «Списание НМА». В этот момент списывается НМА с учёта и в месяце выбытия по объекту начисляется амортизация. И этим же документом списывается вся начисленная амортизация за время работы НМА. При реализации НМА оформляется документ «Передача НМА».
3а) Документ «Списание НМА», который открывается одноимённой ссылкой раздела «Основные средства и НМА».
При проведении документа формируются проводки по списанию НМА. Расчет остаточной стоимости объекта выполняется автоматически при проведении документа. При этом производится начисление амортизации объекта за последний месяц использования.
3б) Если выбытие НМА связано с передачей права использования другой организации, то вводится документ «Передача НМА». Документ регистрируется в списке документов «Передача НМА», который открывается одноименной ссылкой раздела «Основные средства и НМА».
Документ предназначен для отражения продажи нематериальных активов. При вводе документа нужно указать следующие реквизиты:
- Контрагент — покупатель нематериального актива;
- Договор — договор купли-продажи нематериального актива;
- Зачёт авансов — порядок зачёта авансов, полученных от покупателя по договору.
На закладке «Нематериальный актив» нужно указать следующие реквизиты:
- Нематериальный актив — нематериальный актив, предназначенный для продажи;
- Сумма — цена продажи нематериального актива. В зависимости от настроек включения НДС в сумму цена может указываться с НДС или без НДС (кнопка «Цены и валюта» командной панели документа, флажок «Сумма включает НДС»);
- Сумма НДС — сумма НДС, рассчитанная исходя из указанной ставки НДС. Эта колонка заполняется автоматически при изменении суммы или ставки НДС.
В реквизитах «Счёт доходов», «Счёт расходов», «Счёт учёта НДС по реализации», «Субконто», указываются счета для отражения доходов и расходов от продажи нематериального актива и соответствующая аналитика, например, статья прочих доходов и расходов.
На закладке «Счета расчетов» указываются счёт расчётов с покупателем и счёт расчётов с покупателем по авансам.
Для документа «Передача НМА» предусмотрена печатная форма:
- Справка-расчет «Рублевая сумма документа в валюте».