Настройка параметров учёта
Неправильно установленный флажок может привести к ошибкам в информационной базе. Поэтому к каждому параметру нужно отнестись очень внимательно и настроить все в соответствии с учетной политикой организации до начала работы системы.
Для того, чтобы настроить основные параметры для работы с программой, необходимо перейти в раздел «Справочники и настройки учета» и в панели навигации выбрать пункт «Настройка параметров учета». Откроется форма для установки основных констант.
Системы налогообложения
Флажками «Применяемые системы налогообложения» отмечаются системы, которые будут доступны для организаций, учёт по которым будет вестись в этой базе.
По умолчанию все флажки установлены.
Если какая-то из систем налогообложения не будет использоваться, то её можно отключить — таким образом из интерфейса уберутся некоторые ненужные справочники и отчеты.
Хотя бы один из флажков должен быть установлен обязательно.
Налог на прибыль
Закладка становится видимой, если на предприятии применяется общая система налогообложения для юридических лиц.
На закладке «Налог на прибыль» настраивается размер ставок налога на прибыль – для этого необходимо щелкнуть на гиперссылку «Ставки налога на прибыль».
Откроется регистр сведений «Ставки налога на прибыль организаций», где устанавливаются ставки налога в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ для всех организаций данной базы, т. е. записи для каждой организации не предусмотрены.
Флажок «Применяются разные ставки налога на прибыль» устанавливается, если в информационной базе ведется учет по нескольким организациям, организации зарегистрированы в разных субъектах РФ, и по крайней мере в одном из субъектов установлены пониженные ставки налога на прибыль.
В этом случае вид регистра «Ставки налога на прибыль» изменится:
Теперь в нём останется только ставка в федеральный бюджет, а ставки налога в бюджет субъектов РФ вводятся в отдельный регистр:
Ниже на этой закладке расположен переключатель «Стоимость имущества и услуг, предварительно оплаченных по договору в валюте, определяется по курсу на дату».
Этот переключатель актуален для организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, производя (или получая) предоплату в иностранной валюте. Таким организациям нужно установить переключатель в положение «Получения или выдачи аванса». При этом реквизит «Применяется с» автоматически заполняется датой «01.01.2010».
НДС
На закладке «НДС» необходимо установить дату, начиная с которой организация ведет учёт в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года №1137. До этой даты применяется порядок, установленный постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №914.
Ниже выбирается порядок нумерации счетов-фактур: единый для всех документов или отдельная нумерация счетов-фактур на аванс с префиксом «А».
Патенты и ЕНВД
Для настройки параметров при использовании ЕНВД и патентной системы используется одна и та же закладка, только она меняет наименование в зависимости от установки флажков «Применяемые системы налогообложения». Если применяется только ЕНВД — она называется «ЕНВД», если только патентная система — «Патенты», если и то и другое — «Патенты и ЕНВД». Если ни ЕНВД, ни патентная система не применяются — закладка пропадает.
Закладка содержит гиперссылку на регистр сведений «Счета учёта доходов и расходов по деятельности с особым порядком налогообложения». Регистр по умолчанию содержит перечень субсчетов счёта 90, используемых при ЕНВД или патентной системе налогообложения.
При необходимости состав счетов можно отредактировать, дополнить или убрать неиспользуемые.
Банк и касса
На этой закладке настраиваются параметры учёта в части валютного учета и аналитики движения денежных средств по счетам учета.
Установка флажка «Ведется учет расчетов в валюте и у. е.» делает доступными гиперссылки на справочник «Валюты» и регистр «Счета с особым характером переоценки».
Также изменяется интерфейс программы.
Установка флажка «Учёт движения денежных средств ведётся по статьям движения денежных средств» добавляет оборотное субконто «Статьи движения денежных средств» к счетам учёта денежных средств:
- 50 «Касса»;
- 51 «Расчётные счета»;
- 52 «Валютные счета»;
- 55 «Специальные счета в банках».
При установленном флажке гиперссылка на справочник «Статьи движения денежных средств» становится активной, и при щелчке на нее откроется справочник:
Движения по статьям денежных средств используются для автоматического формирования формы №4 «Отчет о движении денежных средств».
Расчеты с контрагентами
На закладке «Расчеты с контрагентами» настраивается сроки оплаты покупателей и сроки оплаты поставщикам, после истечения которых задолженность считается просроченной. Это делается для целей управленческого учета.
При необходимости сроки можно указывать в договорах с контрагентами. В таком случае программа будет считать сроки, указанные в договорах, более приоритетными, чем настроенные на этой закладке.
Данные настройки используются для группы отчетов «Отчеты руководителя», найти которые можно в разделе «Учет, налоги, отчетность».
Отчеты по задолженности расчетов делятся на две группы:
Расчеты с покупателями:
- Динамика задолженности покупателей;
- Задолженность покупателей;
- Задолженность покупателей по договорам;
- Задолженность покупателей по срокам долга.
Расчеты с поставщиками:
- Динамика задолженности поставщикам;
- Задолженность поставщикам;
- Задолженность поставщикам по договорам;
- Задолженность поставщикам по срокам долга.
Запасы
На этой закладке настраивается аналитика счетов материально-производственных запасов (МПЗ):
- Счёт 07 «Оборудование к установке»;
- Счёт 10 «Материалы»;
- Счёт 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
- Счёт 41 «Товары»;
- Счёт 43 «Готовая продукция».
Флаг «Учёт запасов ведётся по партиям (документам поступления)» — одно из важнейших преимуществ Бухгалтерии 8 перед Бухгалтерией 7.7. Установка этого флага добавляет субконто «Партии» на счетах МПЗ. Причём партионный учёт будет вестись и по бухгалтерскому, и по налоговому учёту.
Если флаг учёта запасов по партиям установлен, то в учётной политике доступны методы «по средней стоимости» или «по ФИФО». Если снят — только по средней стоимости.
Флажок «По складам (местам хранения)» добавляет субконто «Склады» на счета учёта МПЗ. При установленном флажке доступны для выбора варианты учёта: только по количеству и по количеству и сумме.
Флажок «Разрешается списание запасов при отсутствии остатков по данным учета» может быть установлен на начальном этапе эксплуатации системы, когда ещё не введены или не выверены остатки материально-производственных запасов, а бухгалтеру уже необходимо вводить в программу документы отгрузки или списание материалов в производство. При установленном флажке система разрешает проводить документы в случае недостатка материала или товара. В отчётах при этом появляются отрицательные остатки, но они исчезнут после ввода начальных остатков МПЗ.
Флажок устанавливается (снимается) сразу для всех организаций, что может создать неудобства при многофирменном учете, если начальные остатки введены не одновременно по всем организациям.
Флаг «Ведётся учёт возвратной тары» при его установке приводит к появлению в приходных и расходных документах по учету МПЗ дополнительной закладки «Возвратная тара». Этот флажок действует на все организации, учёт по которым ведётся в базе.
Переключатель «При печати документов рядом с колонкой «Наименование» выводится» позволяет настроить внешний вид печатных форм в части учета МПЗ: добавляет рядом с наименованием материала или товара (который является элементом справочника «Номенклатура») либо код элемента либо значение реквизита «Артикул», либо ничего не добавляет.
Розничная торговля
Закладка «Розничная торговля» содержит флажок «Ведётся розничная торговля». Он устанавливается, если на предприятии ведётся розничная торговля (неважно, только на автоматизированных торговых точках или как на автоматизированных, так и на неавтоматизированных).
Также на этой закладке имеются флажки, устанавливая (или снимая) которые, можно управлять настройками аналитики к счёту 41.12 «Товары в розничной торговле в НТТ по продажной стоимости», а также к счёту 42.02 «Торговая наценка в НТТ».
Аббревиатура «НТТ» означает «неавтоматизированные торговые точки», т. е. данная аналитика настраивается не для всей розницы, а только на НТТ.
Первый флажок «По складам» установлен и недоступен для редактирования. Это означает, что аналитический учёт товаров по этим счетам ведётся всегда в разрезе складов. Даже если на закладке «Запасы» отключить флажок «по складам» — на этих счетах он все равно останется.
Установка флажка «По номенклатуре (обороты)» подключит к счёту 41.12 «Товары в розничной торговле в НТТ по продажной стоимости» субконто «Номенклатура», причём оборотное, т. е. по этому счету можно будет расшифровать бухгалтерские отчеты (например, оборотно-сальдовую ведомость) по этому счету с детализацией до номенклатурной позиции. Но остатка по каждой позиции номенклатуры в отчете не будет.
Установленный флажок «По ставкам НДС» подключит к счетам 41.12 «Товары в розничной торговле в НТТ по продажной стоимости» и 42.02 «Торговая наценка в НТТ» субконто «Ставки НДС». Это целесообразно в случаях, когда предприятие осуществляет торговлю товарами с разными ставками НДС (например, 18% и 10%).
Комиссионная торговля
Установка флажка изменяет интерфейс программы:
- В панели навигации раздела «Покупки и продажи» появляется документы «Отчет комиссионера о продажах» и «Отчет комитенту»;
- В справочнике «Договоры контрагента» появляются реквизиты «Способ расчёта» и «Процент комиссионного вознаграждения»;
- В документах «Отчет о розничных продажах» и «Реализация товаров и услуг «появляется табличная часть «Агентские услуги»;
- В документе «Перемещение товаров» добавляется табличная часть «Товары на комиссии».
Производство
Если хотя бы одна из организаций базы данных ведёт производственную деятельность, то на закладке «Производство» необходимо установить флажок «Ведется производственная деятельность», а также нужно задать тип плановых цен, которые будут по умолчанию подставляться в производственные документы, т. к. в типовой конфигурации 1С:Бухгалтерия 8.2 учёт готовой продукции ведётся по плановым ценам.
Все используемые на предприятии цены вводятся в справочник «Типы цен номенклатуры». Нужно выбрать тип цен, который будет считаться плановой ценой, и документом «Установка цен номенклатуры» ввести плановую цену на каждую позицию производимой продукции. Эта цена и будет подставляться в документы «Отчет производства за смену» и «Акт оказания производственных услуг». Если этого не сделать, то придётся каждый раз вводить цену в документах вручную.
Сотрудники и зарплата
На этой закладке настраиваются особенности ведения кадрового учета и расчета заработной платы в организациях данной информационной базы.
Переключатель «Учёт расчётов по заработной плате и кадровый учёт ведутся» может быть установлен в положение «в этой программе», если планируется вести все расчеты и кадровый учет в данной программе, или «во внешней программе», если для учёта расчётов с персоналом будет использоваться отдельная программа, а данные расчетов будут загружаться в 1С:Бухгалтерию из неё.
В 1С:Бухгалтерии 8, ред. 3 расчёт заработной платы реализован в упрощённом виде, без возможности ввода отклонений, неявок, детализации по начислениям. Поэтому, как правило, в мелких организациях расчет заработной платы ведут в бухгалтерской программе, а в более крупных для этого используют внешнюю программу. Обычно для этого используется программа семейства 1С:Зарплата и Кадры 7.7 или 1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.
Переключатель «Учёт расчётов с персоналом ведётся» позволяет настроить степень детализации аналитики по счету 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»: по каждому работнику или сводно по всем работникам.
Обычно те, кто считает зарплату в бухгалтерской программе, устанавливают переключатель в положение «по каждому работнику», а те, кто использует специальную программу, предпочитают выгружать проводки сводно по всем работникам.
При установке этого переключателя следует помнить о том, что ведение аналитики по каждому работнику существенно увеличивает количество проводок в системе и замедляет работу программы.
Переключатель «Ведётся кадровый учет» задаёт степень детализации кадрового учёта в бухгалтерской программе. Он становится доступен тогда, когда учёт расчётов по заработной плате и кадровый учет ведутся в этой программе.
Положение «Упрощённый» позволяет вести все кадровые данные в справочнике «Сотрудники». А при установке переключателя в положении «Полный» меняется интерфейс в части раздела «Сотрудники и зарплата»: появляется возможность ввода документов «Приемы на работу», «Кадровые переводы» и «Увольнения», а также программа дает возможность при необходимости сформировать кадровые документы на основании уже введённых в справочник «Сотрудники» данных. Это делается при помощи кнопки «Сформировать кадровые документы», которая становится доступна в положении переключателя «Полный».